Время – деньги: готовимся к Pitch-выступлениям перед инвесторами

В деловом мире время ценится на вес золота, и крайне важно уметь грамотно распорядиться каждой секундой внимания со стороны потенциального партнера или инвестора.

Если вы – начинающий предприниматель, автор оригинальной бизнес-идеи, «раскрутить» которую хотели бы на финансовый транш со стороны щедрой инновационной компании или частного лица, то наши советы по подготовке питча - короткого, но важного разговора-презентации будут очень кстати.

 

Что такое питч и где используется

В широком смысле питч (Pitch) – это выступление с целью продвинуть идею, проект, себя или свою команду, как исполнителей важного задания и т.д.

Питчи – основной инструмент привлечения внимания инвесторов на стартап-соревнованиях, инвестиционных сессиях и других форматах встреч людей, располагающих свободными финансами и тех, кому они нужны на развитие бизнеса.

Существует несколько видов Pitch-выступлений, которые отличаются продолжительностью и структурой построения речи. Регистрируясь на мероприятие для продвижение стартапов, узнавайте заранее формат питча. Если вы не выясните это заранее, ваш затянувшийся диалог могут бесцеремонно прервать на середине. Или вы почувствуете себя неловко, выпалив свой диалог за пару минут и не зная, чем заполнить затянувшуюся паузу перед выступлением следующего спикера.

 

 

Итак, elevator pitch – самый короткий формат, длительность его, как правило, не превышает 1 минуты. А нередко инвесторы готовы выделить всего 30-45 секунд своего времени на одного участника. Основная цель elevator pitch – заинтересовать инвестора настолько, чтобы он согласился на вторую, более содержательную встречу.

За «минуту стартаперской славы» нужно успеть кратко рассказать о преимуществах своей бизнес-идеи и ее инвестиционном потенциале.

Примерно втрое больше времени дается на idea pitch. Это, пожалуй, самый распространенный формат: за отведенное время инвесторы могут довольно глубоко познакомиться с презентацией и всерьез заинтересоваться проектом. В структуру idea pitch входит постановка проблемы (отлично «заходят» живые, жизненные кейсы), ее решение (чем практичнее и оригинальнее решение предлагается спикером – тем лучше), аналитика (план-прогнозы по захвату рынка и сроки их достижения), бизнес-модель (финансовое основание, на котором будет строиться бизнес), ресурсы (кто и как приведет стартап к высотам). Под конец надо сделать эмоциональное и в то же время деловое заключение, которое надолго останется в памяти инвесторов.

Развернутое выступление - funding pitch – длится около 7-10 минут. В дополнение к элементам funding pitch, здесь уместно привести стратегию, финансовые выкладки, анализ конкурентной среды, расчеты по объемам необходимых инвестиций.

Высокая объективность и проработанность представленных данных позволит инвестору убедится, что его потенциальный партнер отлично разбирается в своем вопросе.

И да, будьте готовы к вопросам со стороны инвесторов. Они, как правило, «смотрят в корень» и интересуются тем, что вы, возможно, планировали утаить. Прорабатывайте возражения, готовьтесь честно и без заминки отвечать на сложные и не самые приятные вопросы.

 

 

Повторенье – мать…

Чтобы питч получился убедительным и запоминающимся, он должен быть многократно отрепетирован, как речь голливудских актеров на церемонии «Оскара». Тренируйтесь перед зеркалом, произносите свою речь перед друзьями, родными, коллегами. И обязательно проверяйте обратную связь: все ли понятно, какие моменты скучны и затянуты и т.д.

Пробегитесь еще пару раз по тексту и безжалостно вычеркните все специфические термины. Если они редко применяются за пределами вашего узкого рабочего круга, то не факт, что инвестор вообще поймет, что вы там говорили. А в непонятные вещи люди материально не вкладываются.

Какой бы из форматов питча не был предложен организаторами, сделайте его ярче и выразительнее с помощью мультимедиа. Тщательно подготовленная визуальная презентация позволит усилить эффект и сделать факты доступнее для понимания (большую часть информации все мы получаем по зрительному каналу, и это надо использовать).

На слайдах минимизируйте текст, разбивайте его на абзацы и нумерованные списки, активнее используйте графики, диаграммы, таблицы, подходящие по смыслу рисунки, gif-анимацию и фрагменты видео.

 

 

Что еще важно в подготовке к питчу

Полезно знать о стандартной структуре и базовых элементах питчей, но вряд ли стоит ими ограничиваться. Ваше выступление должно содержать что-то по-настоящему инновационное, нестандартное, что выделит вас на фоне других стартаперов и послужит «крючком» для ловлю инвестора.

Например, не пожалейте времени и подробно разузнайте об инвесторах, которые планируют посетить мероприятие. Изучите информацию о стартапах, которые они уже поддержали, факты биографии и интересы данных деловых лиц. Возможно, личный подход убедит и впечатлит их не меньше, чем экономические выкладки на ваших слайдах.

Больше практических советов по подготовке к питч-выступлениям вы найдете в полуторачасовом вебинаре эксперта «Бизнес Школы» Айнура Зиннатуллина.

Айнур – прирожденный оратор и персональный тренер по публичным выступлениям, консультирует и устраивает коуч-сессии для первых лиц компаний и частных бизнесменов. Он телеведущий, обладатель премии профессиональной награды в области ТВ - ТЭФИ Регион 2015, тренер проекта TEDx. Кстати, возможно, вы уже знакомы с его книгой «Таблетка от страха. 5 шагов к вашему идеальному интервью».

В своем вебинаре «Подготовка к питч-сессии» эксперт делится практикой разносторонней подготовки к питч-сессиям, рассказывает о приемах привлечения и удержания внимания аудитории, которые, успешно работают и в других сферах деловой и личной коммуникации.

Узнай, как стать экспертом
Бизнес Школы
оставьте свои данные и мы перезвоним вам в ближайшее время